(По материалам сайта www.lenvoku.narod.ru.)

У истоков училища.

Первые годы становления и развития военной школы, 1918-1926гг.

1917 год… Октябрь… Вооруженное восстание… Триумфальное шествие Советской власти… Первый контрреволюционный мятеж… Красная гвардия… Белые и красные… Так начиналась новая страница в истории России.
Октябрь-декабрь 1917 года стал своеобразным прологом длительной и ожесточенной гражданской войны в Советской России и иностранной военной интервенции.
Перед молодой республикой встал "гамлетовский" вопрос: или она в кратчайший срок находит способ и защищает завоевания Октября или погибнет. Большевистское правительство берет курс на защиту социалистического Отечества.
12 января 1918 года III Всероссийский съезд Советов принимает "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа", где, "…декретируется вооружение трудящихся, образования социалистической красной армии рабочих и крестьян…" Создается "всероссийская коллегия по формированию рабоче-крестьянской Красной Армии" (РККА).
18 января 1918 года в Петрограде начинает формироваться 1-й корпус РККА, в котором через два месяца уже насчитывалось более 16 тысяч человек, а в апреле - 26 тыс. человек.
Принятые меры позволили уже к лету 1918 года (июнь-июль) довести количество личного состава вооруженных сил, сформированных на добровольной основе, до 116037 бойцов, а к осени 1918 года в рядах армии ежу состояло 452509 человек.
Таким образом, весь ход создания Красной Армии и рост численности Вооруженных Сил ставил на повестку дня вопрос о командных кадрах РККА.
После Октябрьского переворота (так называлась Великая Октябрьская Социалистическая революция до 1926 года) во вновь созданном Народном Комиссариате по военным и морским делам не было единого взгляда на строительство средней и высшей школы РККА. На начальном этапе, после победы революции, предполагалось вообще отказаться от создания военной школы, а заменить ее выборностью командных кадров или в крайнем случае краткосрочными курсами. Считалось, что победа мировой революции и солидарность пролетариата быстро завершат дело, начатое Октябрем, а также предполагалось, что военная школа будет отрывать командиров от солдатской массы.
Однако ход исторических событий и опыт первые месяцев Советской власти внесли свои коррективы. Глава правительства республики В. И. Ленин резко выступил против такого мнения и предложил ряд мер по созданию командных кадров вооруженных сил. Сердцевиной этой программы стала идея, что "только красные офицеры будут иметь среди солдат авторитет и сумеют упрочить в нашей армии социализм. Такая армия будет непобедима."
Программа предполагала решение этой задачи по трем направлениям:
• первое, выдвижение на командные должности красногвардейцев, революционных солдат и матросов;
• второе, использование военных специалистов и офицеров старой армии под контролем военных комиссаров;
• третье, основное и перспективное направление, создание своей собственной системы подготовки военных кадров - краткосрочных командных курсов, военных школ и академий.
14 февраля 1918 года объявляется приказ Наркомвоена о создании первых ускоренных курсов по подготовке командного состава РККА. Открывается 13 курсов по подготовке командиров для пехоты, кавалерии, артиллерии и инженерных войск в городах: Петрограде, Москве, Твери, Казани и Ораниенбауме.
Как правило, курсы стали размещать в помещениях бывших юнкерских и военных училищ, кадетских корпусов и офицерских школ, там, где сохранились учебно-материальная база и преподавательский состав. Курсы быстро завоевывали популярность и авторитет. На 1 сентября 1918 года их насчитывалось уже 34, на 15 октября - 39, на 15 ноября - 40 и на 15 декабря - 60. За 1918 год курсами было подготовлено и выпущено 1773 командира.
У истоков нашего училища стояло: Ораниенбаумская пулеметная школа РККА и 3-и финские Советские пехотные курсы г. Петрограда. 24 мая 1918 года распоряжением трудовой коммуны г. Ораниенбаума на базе бывшей офицерской стрелковой школы была открыта Ораниенбаумская пулеметная школа РККА. Заведующим школы был назначен бывший полковник царской армии Л.Г. Александров, комиссаром - М.А. Черников, бывший матрос Балтийского флота, Председатель Ораниенбаумского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
30 мая численный состав школы уже насчитывал: преподавателей - 13 человек, инструкторов - 44 , курсантов - 78, нестроевых - 71. В организационно-учебном отношении школа подразделялась на три отдела:
- 1 отдел - пулемет "Максим";
- 2 отдел - пулемет "Кольт";
- 3 отдел - "ружей".
Так как в школу поступили курсанты из числа рабочих и крестьян, то оказалось, общеобразовательный уровень был не высоким. Это заставило руководство школы, используя опыт русской военной школы, разделить курс обучения на два класса: подготовительный и специальный. Срок обучения был установлен 10 месяцев (4 месяца на общеобразовательную подготовку, 6 месяцев - на специальную). На подготовительном курсе изучали русский язык, арифметику, геометрию, историю, природоведение, географию и гигиену; на специальном - тактику, фортификацию, артиллерию, военную топографию и политграмоту.
1 июля 1918 года в школе начались плановые занятия, а 28 августа школа получила новое название Ораниенбаумские Советские пулеметные курсы РККА по подготовке командного состава.
К осени 1918 года на подготовительном отделении курсов обучалось 236 курсантов и на специальном - 115 человек.
Особое место в учебно-воспитательном процессе занимал клуб курсов, где функционировали партийная и литературная школы, кружки: театрально-музыкальный, библиотечный, спортивный, самообразования, выпускался рукописный журнал "Плуг и пулемет".
16 сентября 1918 года состоялся первый выпуск курсов. Их было всего 5 человек: Балагуров Василий, Вейе Александр, Погретов Борис, Сочугов Алексей, Сергеев Платон. Остальные 73 человека первого набора или погибли на фронтах, или были ранены и находились на излечении.
5 декабря 1918 года проводиться второй выпуск курсантов - 28 молодых командиров убыло на фронты.
1 февраля 1919 года был произведен третий выпуск, РККА пополнилась новым отрядом командиров в 60 человек.
1 марта 1919 года заведующим курсов был назначен М. П. Карпов, а комиссаром стал М.Я. Златкин.
В апреле-июле 1919 года состоялась еще три выпуска: 1 апреля - 32 человека, 1 мая - 40 человек и 1 июля - 27.
8 июля 1919 года Ораниенбаумским Советским пулеметным курсам РККА присваивается имя Л. Д. Троцкого.
6 ноября 1919 года был произведен седьмой выпуск курсантов в количестве 42 человек. Заведующим курсов назначается А. Н. Никитин, комиссаром - В. И. Ненастьев.
Вместе с тем вторая половина 1919 года стала периодом упадка работы в военно-учебных заведениях страны. Почти полностью нарушилась планомерность в военно-учебной работе. Под давлением фронта срок обучения на курсах сократился до 2-4 месяцев, а сами курсы в полном составе беспрерывно срываются на фронт для выполнения боевых задач.
Особое место в становлении и развитии советской военной школы занимают решения VIII съезда РКП(б) по военным вопросам которые и определили генеральную линию развития: строительство массовой регулярной армии с крепким пролетарским, политически сознательным кадровым ядром личного состава, единой системой комплектования, стабильной организацией войск, централизованным управлением и действенным партийно-политическим аппаратом.
1 апреля 1920 года курсы переводятся в Петроград, где они занимают помещение по ул. Садовой д.10 и 12 (ранее здесь размещались 5-е пехотные курсы, которые были переведены в Полтаву). Приказом ГУВУЗ от 18 мая 1920 года № 90 курсам присваивается новое наименование - 5-е пехотные Петроградские курсы и вводиться штат литер "Н" (который предполагал иметь курсантов общим количеством в 500 человек). Организационно курсы состояли из трех рот. На курсах было 306 курсантов и 22 человека командного состава. Заведующим курсов назначается В. Пржевальский. 16 июня 1920 года его на посту заведующего сменяет комбриг П. Н. Ежов, и приказом РВСР с 26 июня 1920 года курсы переводятся на штат литер "Т" (общие число личного состава в 600 человек).
С 1 июля 1920 года курсы получают новое наименование - 5-е пехотные Петроградские имени тов. Троцкого командные курсы.
За 1920 год курсы произвели 4 выпуска командиров общим числом 98 человек.
Но на этом переформирования не закончились. В июле-августе РВСР и ГУВУЗ принимает ряд мер по установлению единообразной и более правильной нумерации военно-учебных заведений. 27 августа 1920 года курсы становятся 7-ми Петроградскими им. тов. Троцкого пехотными курсами РККА.
Начальником курсов назначается А. А. Медер, комиссаром - Е. Н. Клутнев. По списку на 20 ноября 1920 года на курсах числилось 822 человека, 165 из них были прикомандированы. Курсы были 4-х-ротного состава и включали 18 учебных взводов.
К началу 1921 года ГУВУЗ насчитывал 151 военно-учебное заведение, где обучалось около 52 тысяч курсантов. Лагерным сбором 1921 года заканчивается боевой период жизни командных курсов и военных школ. Военно-учебные заведения начинают переходить от ударности к планомерности в деле подготовки командных кадров Красной Армии.
Еще в 1920 году приказом РВСР № 1591 от 19 августа был создан Высший академический военно-педагогический совет, которому была поставлена задача по разработке концепции военного образования и по созданию системы подготовки командных кадров. К концу 1921 года Совет предложил программу по реформированию системы военного образования, в которой не предполагалась существование командных курсов, однако они существовали вплоть до весны 1924 года.
Претворяя в жизнь новую концепцию военного образования приказом РВСР от 21 января 1921 года 7-е Петроградские пехотные командные курсы РККА с 1 февраля 1921 года переформировались в 9-ю Петроградскую им. тов. Троцкого пехотную школу с трехлетним сроком обучения. Начальником школы был назначен Е. И. Козловский, комиссаром - П. К. Царев.
Другим военно-учебным заведением, стоящим у истоков нашего училища были 3-и пехотные Советские Петроградские финские курсы, открытые по приказу Всероссийского Главного штаба по военно-учебным заведениям от 14 ноября 1918года.
Курсы разместились в Петрограде на Съездовской линии Васильевского острова. Это были хорошо обустроенные, просторные помещения: учебные классы, спортивные залы, столовая, караульное помещение, баня и т. д. Особо торжественно выглядел актовый зал, именно здесь в 1917 году заседал 1-й съезд Советов новой России.
Заведующим курсов был назначен А. А. Инно, комиссаром - Э. А. Рахьян, учебную часть возглавил профессор бывшей военной академии генерального штаба П. И. Изметьев.
Штат курсов был установлен в 200 курсантов, на 14 ноября 1918 года прибыло 141 человек, командный состав - 29 человек, обслуживающий персонал - 62, преподавательский состав - 23. Для учебного процесса было выделено 14 винтовок. В структурном отношении курсы подразделялись на 8 специальных отделений: I, II, III, IV (пулеметные) - по 15 человек, V (артиллерийские) - 14, VI, VII, VIII (саперно-строительные) - по 20, итого: 134 курсанта.
Учебные занятия начались 9 декабря 1918 года, однако и в последующем продолжалось комплектование курсов. Так уже к 3 марта 1919 года на курсах находилось: курсантов - 200 человек, преподавателей - 32, вольнонаемных - 80. С января по декабрь 1919 года на курсы поступило 605 курсантов и за это время было произведено четыре выпуска:
- первый - 25 апреля - 20 человек (часть их была направлена в Эстонию, а 8 человек на Олонецкий фронт);
- второй - 29 апреля - 110 человек;
- третий - 5 июля - 23 человека;
- четвертый - 19 ноября - 9 человек.
Всего было выпущено 154 командира.
23 апреля 1919 года ЦК Финляндской компартии вручил курсам Знамя.
17 июля 1920 года курсы реорганизуются в Петроградскую пехотную школу с трехгодичным сроком обучения. Школа состояла из двух отделений: русского, где обучалось 500 курсантов, и финского, численностью 300 человек.
Приказом РВСР от 27 декабря 1920 года № 2894 школа реорганизуется вновь: из русских рот создается 1-я Петроградская пехотная школа, а из финских рот - Интернациональная военная школа. Начальником интернациональной школы становится А. А. Инно. Однако 136 финских курсантов и персонал оставались на базе 1-й Петроградской пехотной школы до 14 июня 1921 года.
3 сентября 1920 года начальником школы назначается Каменский. Комиссаром школы после отъезда Э. А. Рахьи на фронт стал О. В. Куусинен, а с июня 1920 года Г. С. Ровио (после разделения он стал комиссаром интернациональной школы).
В апреле 1921 года начальником и комиссаром 1-й Петроградской пехотной школы назначается Е. С. Казанский.
1-ой Петроградской пехотной школе суждено было стать ядром формирования и укрепления военно-учебных заведений Петрограда и других регионов России. Выбор школы не был случайным. Наряду с другими обстоятельствами не последнюю роль сыграло здесь удачное расположение школы, просторные классы, спальные помещения, бытовые службы, средства учебно-материального обеспечения, унаследованные от бывшего Пажеского корпуса. Все эти обстоятельства позволили развернуть военно-учебное заведение большого масштаба, однако доукомплектование школы шло вплоть до 1926 года.
В 1-ю пехотную школу широким потоком вливалось пополнение из упразднявшихся краткосрочных командных курсов. Процесс слияния пехотных курсов Петроградского военного округа в 1-ю Петроградскую пехотную школу сопровождался и перестройкой всей учебно-воспитательной работы. Вводиться 2 - 3-годичный срок обучения. Осваиваются новые программы боевой и политической подготовки.
Жизнь и деятельность военных учебных заведений, как и Вооруженных Сил в целом, определялась партийными и правительственными документами. Х съезд РКП(б), проходивший в марте 1921 года, в постановлении по военному вопросу определил твердый курс на дальнейшее укрепление кадровой армии. "(Основой наших вооруженных сил должна явиться нынешняя Красная Армия, по возможности сокращенная за счет старших возрастов, с повышенным пролетарским и коммунистическим составом"". Для осуществления этого курса требовались командные кадры, обученные уже не в условиях краткосрочных курсов, но более или менее фундаментально подготовленные как в специальном, так и в политическом отношениях. Необходимо было еще основательнее укрепить пролетарско-коммунистическое ядро среди красных командиров.
В циркулярном письме ЦК РКП(б) от 25 июня 1921 года "О комплектовании военно-учебных заведений" в частности говорилось: "(Ввиду настоятельной необходимости для Республики иметь вполне обученный и политически развитый пролетарский командный состав, все партийные и профессиональные организации должны взять на себя работу по укомплектованию военно-учебных заведений, вербуя из рабоче-крестьянской массы наиболее достойных и сознательных товарищей"). Особая роль в этом деле отводилась союзам молодежи, которым рекомендовалось направлять в военные школы лучших своих членов.
Летом 1921 года приказом по военно-учебным заведениям Петроградского военного округа от 29 июня 1-я Петроградская пехотная школа сливается с 9-й пехотной школой с присваиванием объединенному военно-учебному заведению наименования 1-я Петроградская пехотная школа командного состава РККА. Этим же приказом объединенной школе отводилось для расположения помещение бывшего Пажеского корпуса на Садовой улице.
"В 1921-1922 гг., - вспоминает подполковник запаса М. Баруткин, - курсанты военно-учебных заведений получали 600 граммов хлеба, но из них добровольно отчисляли в пользу голодающих Поволжья по 100 граммов в день. Горячая пища в виде фасолевого супа или супа из селедки была в основном один раз в день - в обед, а утром и вечером - чай. Были моменты, когда в лагерных условиях мы носили настоящие лыковые лапти. Но мы не роптали. Мы понимали, что Родина большего дать тогда не могла".
Год спустя в письме от 15 июня 1922 года "О кампании вербовки в военно-учебные заведения" ЦК РКП(б) предложил провести 15 июля "День красного курсанта" под лозунгом : "Рабоче-крестьянская молодежь идет в вузы, чтобы быть на страже интересов Советской Республики". "Сокращенная армия, - указывалось в письме, - справится со своей задачей, если мы сумеем наполнить ее крепкими обученными кадрами рабоче-крестьянских командиров".
Партийные, комсомольские, профсоюзные организации, выполняя решения партии, направляли в военные школы отобранную молодежь. Так, в составе 1-й Петроградской пехотной школы в 1922 году около половины всех курсантов были членами или кандидатами в члены РКП(б). Среди выпускников 1-й Петроградской пехотной школы в 1923 году 35% составляли рабочие и около 90 % - коммунисты. В выпуске 1924 года доля рабочих составила 33 %, а коммунистов и комсомольцев - 85 %.
Руководящие документы требовали, чтобы в командных школах давалось общее образование, военное и политическое. За годы учебы из курсанта предстояло подготовить не только военного, и специалиста для мирного времени.
В соответствии с этими указаниями в программу пехотных школ, в том числе 1-й Петроградской и Интернациональной военной, 1921/22 учебного года были введены следующие дисциплины: тактика, уставы, топография, фортификация, строевое дело, математика, география, русский язык, политграмота, история, природоведение. Сам характер предметов, входящих в учебную программу, был рассчитан на всестороннюю подготовку будущего командира.
Новый учебный год 1-я Петроградская пехотная школа начала 9 сентября, имея в своем составе 399 курсантов, которые были распределены по младшим и средним классам.
Первый год все обучались в подготовительном классе, где штудировали только общеобразовательные предметы. Далее следовал младший класс, в котором уже вводились военные с сохранением таких общеобразовательных дисциплин, как русский язык, математика, география, природоведение. Наконец, старший класс, посвящался изучению в основном военных дисциплин. На всех трех курсах изучалось обществоведение-предмет, дававший более или менее цельную систему марксистско-ленинской теории и включавший в себя политическую экономию, историю революционного движения, государственный строй и политработу.
В системе военно-профессиональной подготовки особое внимание уделялось полевой выучке, особенно в период летних сборов. Вот как был организован лагерный сбор 1921 года в Петроградских ВУЗах. В приказе по Окрувузу от 3 июня № 47 было определено три лагеря - Красногородский( здесь проводила сбор и 1-я Петроградская школа), Петергофский и Усть-Ижорский. Весь лагерный сбор разбивался на три периода:
а) с 1-го по 30-е июня - старшие классы проводят практические занятия по тактике, топографии и фортификации. Младшие классы - практические занятия по топографии и одиночной строевой подготовке;
б) с 1-го июля по 15-е августа - у всех курсов занятия по строевой и полевой подготовке и стрельбе;
в) с 16-го по 30-е августа - подвижные сборы (с 16-го по 23-е августа - малые маневры, с 24-го по 30-е августа - большие маневры).
Кроме того, в течение всего периода проводятся занятия по спорту, показные занятия (с 1-го по 30-е июня показная стрельба артиллерии, а с 1-го по15-е августа показные занятия на аэростатах и аэропланах) и организуются состязания по тактике, топографии, стрельбе, гимнастики, легкой атлетике, фехтованию, полевой гимнастике, плаванью и другим видам спорта. Также планировалось участие курсантов в маневрах крупных соединений Красной Армии.
21 октября 1921 года начальник Петроградского Окружного Управления военно-учебных заведений В. Г. Джикия издал приказ по ПЕТВУЗ № 107 "Об итогах лагерного сбора 1921 года", в котором отмечалось, что "закончился лагерный сбор парадом и спортивным праздником 10-го и 11-го сентября в Петрограде, засвидетельствовавший, что труды, приложенные в течение лета, как начальниками, так и курсантами в. у. з., не пропали даром, а принесли громадные результаты по всем отраслям подготовки будущих красных командиров".
В период лагерного сбора 1922 года произошло окончательное укомплектование младшего класса школы. Этот процесс шел за счет расформированных других курсов: 22 мая в школу были зачислены 57 курсантов 6-х Петроградских курсов, 31 мая - 74 курсанта Псковских пехотных курсов и 61 курсант 100-х Кронштадских пехотных курсов. В это же время в школу была переведена и часть курсантов 8-й Петроградской пехотной школы. Так же в школу были приняты курсанты из расформированных курсов: 90-х Петроградских, 75-х Ораниенбаумских и 73-х Новгородских.
Уже в те годы в 1-й Петроградской пехотной школе сложилась традиция постоянного совершенствования полевой выучки курсантов. Творческий поиск командиров и преподавателей школы позволил, в частности, усовершенствовать методику проведения подвижных лагерей по принципу так называемых "круговых маршрутов". Осуществляя эти маршруты, курсанты не только тренировали выносливость (преодолевать приходилось по 50 километров и более за строго ограниченное время), но и закрепляли разнообразные навыки - от умелого хождения по азимуту, организации разведки, связи, действий в ночных условиях и до бивуачного и поквартирного размещения подразделений и частей. От курсантов требовалось громадное напряжение и физических и интеллектуальных сил, чтобы освоить учебную программу.
Важным элементом воспитательного процесса в военной школе явилась тесная шефская связь с петроградскими партийными, профсоюзными и комсомольскими организациями, трудовыми коллективами.
Так, над 1-й петроградской школой установили шефство союз и трест текстильщиков "Петротекстиль", а затем и коллектив газеты "Петроградская правда". Шефы оказывали школе материальную и культурную помощь. Типография "Петроградской правды", например, издавала, начиная с 1923 года, ежемесячный журнал 1-й пехотной школы "Красный курсант". Шефская помощь оказывалась и Интернациональной военной школе так же, как и другим военно-учебным заведениям. И шефы и подшефные часто бывали гостями друг у друга, вместе проводили часы отдыха, революционные праздники.
Не было ни одного выпуска молодых командиров, который не обходился бы без участия Петроградской партийной организации и горожан. На Дворцовой площади, где по обыкновению проходил торжественный ритуал выпуска, собирались многотысячные толпы петроградцев, приветствовавших новый отряд красных командиров.
16 сентября 1923 года состоялся первый выпуск курсантов 1-й Петроградской пехотной школы с трехгодичным сроком обучения. 66 курсантов старшего класса были произведены в "Красные Командиры".
С переименованием Петрограда в Ленинград в 1924 году 1 февраля школа получает новое наименование - 1-я Ленинградская пехотная школа, а Приказом РВСР от 2 октября 1924 года № 1265 школа переименовывается в Ленинградскую пехотную школу.
1 сентября 1924 года состоялся второй выпуск офицеров по трехлетней программе. 96 человек получили звание "Командира "Р.К.К.А.".
В 1924 году по решению Центрального Комитета партии была начата военная реформа. Она включала в себя широкий круг мероприятий. Реформа в качестве одного из краеугольных камней имела постепенный переход к единоначалию. Командир-единоначальник становился и политическим руководителем. Все это предъявляло новые, более высокие требования к подготовке командных кадров в военно-учебных заведениях.
Суть новых требований была определена М. В. Фрунзе в обращении к выпускникам ленинградских военных школ 1924 года, он писал: "Командир должен быть и политработником. Настоящим красным командиром, в полном смысле этого слова, можно стать лишь в результате длительной работы на опыте. (Ваше дело, товарищи выпускники, раздвинуть рамки этого опыта до пределов широкой повседневной практики. Эта практика и даст нам будущего командира, объединяющего в себе роль и политического руководителя, и функции командования".
Командир-комиссар, командир-политработник - такой тип красного офицера становиться отныне эталоном для военно-учебных заведений Красной Армии. В ленинградской пехотной и Интернациональной школах в 1924-1925 гг. велись поиски более действенных форм подготовки командиров-политработников. Продолжалось дальнейшее совершенствование учебных программ и классно-лабораторной базы школы. В 1923/24 учебном году завершается переход на лабораторный метод обучения. В это время были созданы лаборатории по практике, обществоведению, природоведению, русскому языку, математике, географии, артиллерии, стрелковому и пулеметному делу, топографии, фортификации и администрации. В клубе училища была развернута сеть научных, музыкальных и спортивных кружков и секций. Успешно работало военно-научное общество школы. Расширялась практика прикрепления курсантов-выпускников в период лагерных сборов за частями 11-й стрелковой дивизии для проведения политической работы среди красноармейцев. Для развития агитационно-пропагандистских навыков использовалось культурное шефство над поселками Дудергоф и деревней Горской. С беседами и докладами перед крестьянами поочередно выступали многие курсанты. С особой тщательностью стала проводиться партийно-политическая работа на полевых занятиях, учениях, маневрах, где с участием курсантов отрабатывались наиболее типичные приемы партийно-политического воздействия.
Однако по-настоящему новый этап в формировании командира-политработника начался летом 1925 года, когда специальным приказом Реввоенсоветов СССР была введена обязательная стажировка курсантов в войсках.
В приказе указывалось: "В целях приобретения курсантами военных школ практики по обучению и воспитанию красноармейцев и по обучению и управлению отделением и взводом, а также в целях ознакомления с бытом и жизнью войсковых частей и их военной и политической работой курсанты военных школ командируются в части два раза за время пребывания в школе. Первая командировка - в младшем классе тотчас после перехода курсанта в этот класс; вторая - в старшем. Сроком командировки - один месяц".
Первый же выезд курсантов на стажировку в конце 1925 года показал большие возможности этой политической закалки будущего командира-воспитателя. Наряду с занятиями по боевой подготовке курсантам пришлось впервые проводить только что введенные в войсках политические занятия. Командующий войсками Ленинградского военного округа Б. М. Шапошников в специальном приказе от 17 октября 1925 года отмечал: "При объезде частей я убедился в чрезвычайном усердии, с которым командированные курсанты вели возложенную на них работу. Командование частей везде свидетельствовало о дисциплинированности, примерном поведении и большой помощи, оказанной курсантами как в области строевой подготовки, так и в области политпросвет работы".
За Ленинградской пехотной и Ленинградской Интернациональной военными школами к середине 20-х годов прочно устанавливается репутация передовых военно-учебных заведений, ведущих творческий поиск нового, выходящих на широкую дорогу подготовки командиров-единоначальников. В одном из приказов по итогам инспектирования 1-й Ленинградской пехотной школы говорилось: "Школу можно считать первой не только по случайной нумерации, но и по существу дела". Добрая слава о ленинградских курсантах-пехотинцах была поддержана главнокомандующим Вооруженными Силами Республики С.С. Каменевым, командующим Ленинградским военным округом Б.М. Шапошниковым, крупнейшим теоретиком стрелкового дела Филатовым - руководителем стрелковой комиссии штаба РККА и другими должностными лицами, в разное время посещавшими 1-ю пехотную и Интернациональную военные школы. С 16 сентября 1925 года школа получает новое наименование - Ленинградская пехотная школа имени тов. Склянского.
Началась плановая подготовка командных кадров Советской России.

Вернуться к первой странице "Истории ЛВОКУ" 

home

copyright © makin